Экономика | инфо. портал
Навигация


Полезно
Array

Спрос и предложение - важнейшие категории рынка

С понятием рынка нераздельно связаны категории спрос, предложение, цена – те инструменты, с помощью которых устанавливается рыночное равновесие.

Спрос – это платежеспособная потребность, или потребность покупателя, имеющего денежные средства для приобретения товаров и услуг. Рынок реализует не потребности вообще, а потребности, обеспеченные денежными средствами.

Предложение – это совокупность товаров, которые есть на рынке, или могут быть представлены на рынок по определенным ценам, которые готовы продать производители.

Коньюнктура – определенное соотношение спроса и предложения как по всей товарной массе, так и по отдельным группам товаров.

Связь спроса и предложения с ценой товара образует механизм, с помощью которого реализуется действие закона спроса и предложения.

Обратная зависимость между ценой и объемом спроса называется законом спроса.

D = f (Р) – кривая спроса.

Перемещение вдоль кривой D отражает приспособление потребителя к изменению рыночной цены.

На спрос влияют и неценовые факторы (детерминанты):

1. вкусы и предпочтения потребителей;

2. количество покупателей на рынке;

3. денежные доходы потребителей;

4. потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов;

5. цены на товары-комплементы (дополняемые) и товари-субституты (заменители).

Под влиянием этих факторов кривая спроса будет перемещаться вправо (спрос возрастает) или влево (спрос уменьшается).

Между ценой и объемом предложения существует прямая зависимость. Эту связь называют законом предложения.

На предложение влияют также неценовые факторы (детерминанты):

1) цены на ресурсы, которые использует товаропроизводитель;

2) налоги и дотации;

3) количество продавцов на рынке;

4) цены на другие товары, производством которых может заняться продавец;

5) ожидание изменения цен.

Под влиянием этих факторов кривая предложения буди перемещаться вправо (предложение возрастает) или влево (предложение уменьшается).

Степень изменения спроса или предложения с изменением цены характеризует эластичность спроса или предложения по цене.

Коэффициент эластичности

Анализ эластичности используется при выборе ценовой стратегии предприятия.

 

 Е = 0 – абсолютно неэластичный спрос;

Е = ∞ - абсолютно эластичный;

Е < 1 – слабо эластичный;

Е > 1 – сильно эластичный.

Показатель эластичности различен для разных товаров и зависит от доходов потребителей и наличия заменителей.

Спрос и предложение являются двумя противоположными силами, вызывающими движение цен вверх или вниз.

 Равновесие – полное или частичное соответствие между объемом и структурой спроса и объемом и структурой предложения. Рыночное равновесие является свидетельством эффективного развития рыночной экономики.

PE – цена равновесия отвечает общественной стоимости товара.

Равновесие общее и частичное (на отдельных рынках).

Для анализа рыночной коньюктуры пользуются графиком спроса и предложения.

<![endif]--><!--[if !vml]-->



Все права защищены © 2008 | Экономика | инфо. портал