Экономика | инфо. портал
Навигация


Полезно
Array

Суть и функции рынка

Рынок возник одновременно с товарным производством и является его обязательным и важным элементом.

Условия возникновения рынка – те же, что и условия возникновения товарного производства:

Ø   специализация работников на основе разделения труда;

Ø   экономическая обособленность товаропроизводителей.

Формирование рынка произошло с углублением разделения труда и переходом от натурального к товарному производству. Развитие товарно-денежных отношений привело к созданию в структуре общественного производства рынка как конкретной формы товарного обращения.

1. Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и товарно-денежных отношений.

2. В „Экономикс”: рынок – это место, где осуществляется покупка и продажа товаров, где взаимодействуют покупатели и продавцы. Это – суть рынка как экономического явления.

3. Рынок как экономическая категория – это совокупность экономических отношений, которые возникают в сфере обращения в связи с реализацией товаров.

4. Рынок как система экономических отношений своим ядром имеет отношения собственности. В процессе покупки-продажи происходит реализация отношений собственности.

Рыночные отношения регулируются законами рынка:

Ø   законом стоимости;

Ø   законами спроса и предложения;

Ø   законом конкуренции;

Ø   законами денежного обращения.

Современный рынок – один из главных элементов сложной системы хозяйствования, в которой переплетаются рыночные механизмы и многочисленные регулирующие институты.

 

Функции рынка

1. Технико-экономическая – обеспечивает непрерывность общественного воспроизводства и опосредует связь между производством и потреблением.

2. Регулирующая – сигнализирует о нарушении необходимых пропорций между объемом общественных потребностей в определенных товарах и объемом их производства, а, следовательно, о необходимости перераспределения ресурсов и труда между отраслями и видами производства.

3. Стимулирующая – стимулирует производство тех товаров, которые необходимы потребителю. Посредством конкуренции рыночные отношения активно влияют на уровень затрат на производство товаров, стимулируют научно-технический прогресс, оказывают содействие более полному удовлетворению потребностей потребителей.

4. Контролирующая – с помощью рынка осуществляется контроль со стороны потребителей за производством товаров; именно на рынке устанавливается, насколько нужен обществу произведенный продукт. Акт реализации товара (его продажа) означает, что произведена не просто потребительная стоимость (полезная вещь), а стоимость, что затраты труда на производство товара являются общественно необходимыми.

Субъекты рынка: государство, предприятие, население.

Объекты рынка: продукты труда, рабочая сила, ценные бумаги, природные ресурсы.



Все права защищены © 2008 | Экономика | инфо. портал