Экономика | инфо. портал
Навигация


Полезно
Array

Мировая торговля

Мировая торговля опосредует в натурально-вещественнй форме все виды международного разделения труда. Объем мировой торговли превышает все виды мировых хозяйственных связей, отражая интернациональный характер воспроизводства.

Международная торговля – это совокупность внешней торговли всех стран мира. Международная торговля товарами и услугами. Внешнеторговый оборот страны может достигать значительной части ВНП. В Нидерландах – 45%, Канаде – 28%, Англии – 23%. США, Китай, Россия менее зависимы от внешней торговли, так как имеют емкий внутренний рынок и широкую ресурсную базу.

Международная торговля позволяет развивать специализацию, увеличивать производство продукции и ресурсов.

Факторы международной торговли:

Ø   экономические ресурсы (природные, человеческие, инвестиционные) распределены между странами неравномерно;

Ø   эффективное производство различных товаров требует разных технологий и комбинаций ресурсов (Видимая торговля – продажа товаров; невидимая – продажа услуг (информация, технологии).

Внешнеторговый оборот страны состоит из экспорта и импорта. Экспорт товаров (вывоз) – реализация их на внешнем рынке. Экономическая эффекивность экспорта определяется тем, что страна вывозит ту продукцию, затраты производства которой ниже мировых. Размер выигрыша зависит от соотношения национальных и мировых цен данного товара, от производительности труда в странах, принимающих участие в международном обороте товара в целом.

Страны с развитой экономикой активно стимулируют экспорт для:

Ø   расширения спроса на национальные продукты, увеличения производства, расширения рынка труда;

Ø   демонополизации экономики – стимулируется выход монополиста на международный рынок;

Ø   проверки международным рынком качества товара, структуры и эффективности производства.

Методы стимулирования экспорта:

1) налоговые льготы, гарантии экспортных кредитов;

2) специальные целевые программы;

3) экономические соглашения; международное согласование торговых интересов;

4) регулирование валютного курса.

Импорт (ввоз) товара – страна покупает товары, которые производятся с меньшими затратами, чем в своей стране. Эффективность внешней торговли определяется тем экономическим выигрышем, который получает страна, быстро удовлетворив свои потребности в определенных товарах посредством импорта, высвобождая ресурсы для производства других товаров.

Регулирование импорта:

Ø   таможенная пошлина: облегчает конкуренцию национальных производителей с иностранными, искусственно повышая цены; приводит к отставанию в НТП, качестве, соответствующим мероприятиям со стороны стран-импортеров.

Ø   нетарифные мероприятия: количественные ограничения – квоты; стимулирование заменителей импорта; дотации; снижение налоговых льгот для отечественного производителя, лицензии, стандарты качества.

Свободная торговля – без ограничений; протекционизм – защита внутреннего рынка. От свободной торговли выигрывают потребители, от протекционизма – неэффективные отечественные производители.

Особенности современной международной торговли:

1) темпы роста мировой торговли превышают темпы роста производства;

2) в международную торговлю каждый год поступает 1/5 всего произведенного на Земле;

3) увеличение в мировом товарообороте части продукции обрабатывающей промышленности, уменьшение части сырья;

4) возрастание экспорта машин и оборудования (1/3 объемов мировой торговли сравнительно с 1/5 в 60-е гг. В Япони – 2/3 всего экспорта, в Германии – 1/2 , в США – 2/5). Возрастает экспорт наукоемких, технологичных изделий.

5) быстрое развитие торговли между развитыми странами, объединенными в группировки посредством устранения таможенных барьеров.



Все права защищены © 2008 | Экономика | инфо. портал